Ежедневный журнал о Латвии Freecity.lv
Тот, кто отдаёт свою свободу за безопасность, не получает ни того ни другого.
Томас Джефферсон, 3-й президент США
Latviannews
English version

Художник, которому Троцкий заплатил миллион рублей

Поделиться:
Foto: lnmm.lv
28 апреля исполняется 128 лет со дня рождения одного из основателей латвийского классического модернизма – художника Романа Суты. Вся жизнь его и его жены, не менее известной художницы Александры Бельцовой, была посвящена поиску новаторских идей в искусстве. Они оставили огромное наследие в виде картин, рисунков, эскизов театральных декораций, росписей фарфора, дизайне мебели…

Биография художника под стать его имени, потому что напоминает захватывающий роман. Он успел побывать и юнгой, и борцом в цирке, и студентом в Питере, которому легендарный Лев Троцкий заплатил за плакат миллион рублей, и художником-новатором, чьи работы выставлялись в Париже вместе с произведениями Пабло Пикассо, Фернана Леже, Пауля Клее, Хуана Миро. Был знаком с Маяковским, Есениным, Ле Корбюзье.
 
«Странствующий цирк». Роман Сута. Коллекция Музея Романа Суты и Александры Бельцовой.
«Ипподром». Роман Сута. Коллекция Музея Романа Суты и Александры Бельцовой.

Поджигатель, циркач, юнга


Родился Роман Сута... в телеге, на дороге между Цесисом и Дзербене. И любовь к дороге, к лошадям, извозчикам, и жажда увидеть, что же там, за поворотом, не оставляли его никогда.

Отец будущего художника Екаб Сута владел небольшим магазином, мама, Наталия Сута, была из зажиточной семьи, державшей кабачки и постоялые дворы.

Вырос Роман в провинциальной Валке. Родители не замечали в мальчике склонности к искусству, а вот его изобретательные выходки доставляли им ощутимое беспокойство. Скажем, организация поджога отцовского сарая — просто ради того, чтобы увидеть, как полуголые пожарные бегут его тушить. В драки ввязывался постоянно. И поначалу маме казалось, что из этого предводителя дворовой ребятни может получиться разве что боксер. Правда, было и красивое увлечение — цирк. Ребятня разыгрывала представления с глотанием мечей, хождением по канату и коронным номером — «вращение на карусели», который однажды закончился доставкой юных циркачей к врачу.

Позже тема цирка стала для Романа любовью всей жизни. Он даже рассказывал, будто во время своих морских приключений как-то и сам выходил на арену, состязался с признанными борцами — и называл имена…

А в дальних морях Роман оказался, убежав из дома. В 1911 году он поступил в Рижское реальное училище, но вскоре бросил учебу и вместе со старшим братом устроился юнгой на корабль. Плаванье продолжалось около года. В Антверпене Роман вдруг заинтересовался художественными музеям. Какая-то искра интереса вспыхнула уже тогда, но то, что он станет художником, не мог предположить даже он сам.

Лишь вновь оказавшись в Риге, Роман узнал, что двоюродная сестра Луция поступила в Рижскую городскую художественную школу. Тут азартная натура взыграла, и Сута тоже пошел учиться на художника.

Рижане в Пензе


Случилось это на стыке 1913-1914 годов. Директором школы тогда был знаменитый Вилхелмс Пурвитис, среди преподавателей — замечательный живописец, график и скульптор Янис Тилбергс, который вел рисунок.

Однако, тут начинается Первая мировая. В 1915 году линия фронта приближается к городу. Директор Пурвитис, оканчивавший академию в Петербурге, использует старые связи и договаривается, чтобы его рижские подопечные могли закончить художественное образование в России. Так Сута и несколько его товарищей попадают в Пензу.

Пензенская художественная школа в дореволюционной России значилась в тройке лидеров. Среди своих пензенских учителей Сута упоминает Александра Штурмана. Штурман стажировался в разных художественных студиях в Европе, отличался довольно современной манерой живописи и пробудил эту тягу к новому искусству в своих учениках. Александра Бельцова, будущая жена Суты, даже признавалась, что именно после занятий и лекций Штурмана ей захотелось поехать в Париж.

Большинство приехавших в Пензу в 1915 году латышских художников проучилось там всего год или полтора, а Роман Сута стал одним из немногих, кто училище окончил и собирался продолжить образование.

Пир с Маяковским и Есениным


Летом 1917-го он поступил в Петербурге вольнослушателем в Центральное училище технического рисования. Но грянула революция и учеба остановилась, не начавшись.

Вот что Сута рассказывал в одном интервью: «В 1917 году я попал в Петроград. Но там нечего было есть. Сразу пристроился продовольственным контролером. Чтобы самому не возиться, нанял мужичка, который всё контролировал и подписывал за меня. На этом и попался: начальство заметило и тут же меня вышвырнули. Направился в Москву. Там получил один приличный заказ — огромный рисунок размером 8 на 32 сажени (1 сажень = 2,16 м). Знаешь, я так хорошо сделал этот плакат, что Троцкий мне заплатил один миллион рублей! Вот был у меня миллион, а хлеба-то все равно не достать. Тогда мы с друзьями пошли в кафе «Питтореск», заперлись изнутри и закатили пир на четыре дня. Так весь миллион и вышел. Там я познакомился со всеми молодыми русскими поэтами — Маяковским, Бурлюком, Шершеневичем, Есениным — и актерами Камерного театра. Потом поступил практикантом в мастерскую декораций при Камерном театре…»

Куратор юбилейной выставки Суты Наталья Евсеева подчеркивает, что зерна его будущего стиля проявились уже в его ранних работах, созданных в экспрессионистской манере. Например, в теме латышских беженцев, драме, которую Роман остро ощутил на себе. Семья выехала в Петербург вскоре после начала войны. Наталия Сута держала там «гостиницу», где люди спали не в отдельных номерах, а за ширмами. И в Пензе была большая община латышских беженцев.

И все-таки Роман решил вернуться в Латвию. Добрался до Пскова, на границе попал в руки немцев, а когда тех выбили большевики, направился в Ригу.

В 1919-м вместе с другими художниками он выполнял заказ по оформлению Риги к Первомаю. Сохранилась фотография панно, которое украшало фасад православного Кафедрального собора на Эспланаде. Идея — борьба «красных» и «белых», но Сута, придал персонажам сходство с конкретными современниками из сферы искусства. Потом ему долго не могли простить это сотрудничество с большевиками. Но политика его не интересовала.

Богемный «Сукуб» и первый стриптиз-бар


Один из разделов выставки посвящен красавице-жене, талантливой художнице Александре Бельцовой. Кстати, посаженым отцом на их свадьбе в 1922-м был поэт Райнис. Прекрасен портрет из коллекции Музея Суты и Бельцовой, созданный в конце 1910-х, но о том, что это именно Александра, можно догадаться лишь по внешнему сходству.

В начале 1920-х были написаны два портрета Наталии Суты. Вернувшись в Латвию в конце 1918-го, уже летом 1919-го Наталия открыла в Риге кафе «Сукуб» (от «супрематизм» и «кубизм»). Оно тут же обрело огромную популярность у богемы. Кафе находилось на втором этаже, в доме на улице Паулуччи (ныне — Меркеля), рядом с бывшей «Сактой». Стены в соответствующем стиле расписали Роман и его друзья-товарищи по Рижской группе художников (РГХ). В «Сукубе» собирались литераторы, актеры, художники, музыканты, решали вопросы о выставках и других проектах. Там же проходили всевозможные встречи и дискуссии, родилась идея создания сатирического журнала «Хо-хо!». Все рижские деятели культуры той эпохи упоминали потом о «Сукубе», а Янис Судрабкалн даже посвятил ему стихотворение.

Сута увлеченно писал городские пейзажи и сцены городской жизни. Один из разделов юбилейный выставки получил название «Эротика». Вот танцуют три девушки в масках (в отличие от Риги, в подобных европейских заведениях маски надевали посетители). Судя по всему, это 1923 год, когда в подвале бывшего здания Национальной библиотеки на Кр.Барона открыли Cafe de Paris, первый рижский стриптиз-бар. Однажды кого-то из чиновников на выходе сфотографировали и фото опубликовали. Случился скандал, дошло до суда...

 
«Гулянье». Роман Сута. Коллекция Музея Романа Суты и Александры Бельцовой.

Рига–Берлин–Париж–Рига


Летом 1922-го Сута впервые едет за границу, в Берлин, тогдашний центр мирового авангарда. Вновь оказывается там в конце года, уже вместе с Бельцовой, а в 1923-м они прибывают в Париж. Знакомятся с основателем футуризма Филиппо Томмазо Маринетти, с молодыми немецкими и французскими художниками, в том числе, пуристами Амеде Озанфаном и Ле Корбюзье, участвуют в выставках. Через два года работы супругов демонстрируются на выставке современного искусства L'Art d'Aujourd' hui в Париже, наряду с произведениями Пабло Пикассо, Фернана Леже, Пауля Клее, Хуана Миро. На сохранившейся фотографии можно видеть именно тот натюрморт с треугольником, который сейчас выставлен у нас в Национальном художественном музее.

В начале 1920-х в издаваемом Ле Корбюзье и Озанфаном журнале L'Esprit nouveau («Новый дух») Сута помещает свои статьи на французском. Он одним из первых начал популяризировать латышское искусство за рубежом, а в 1923-м в Лейпциге выпустил книгу «60 лет искусства Латвии» на немецком.

После поездок Роман полностью отдается кубизму, в 1922-1924 появляется большая часть его кубистических работ.

Но без скандала не обошлось. В 1923 году Рихард Берзиньш из «Иллюстрированного журнала» обвинил Суту в плагиате. Мол, художники Рижской группы «потонули в мелком и примитивном копировании» работ парижан. А «сравнив репродукции работ Суты и Жанере (настоящая фамилия Ле Корбюзье — ред.), надо признать, что копирование достигло своего предела». Но Сута обратился к Ле Корбюзье с просьбой дать публичный ответ на обвинения! И тот написал письмо, в котором замечает, в частности, что многие рисуют бутылки или трубки, но если данные мотивы повторяются у разных авторов, это не означает плагиата.

Национально-конструктивный стиль и «Балтарс»


Увлекшись идеями Ле Корбюзье об идеальном городе, принципами конструктивизма в архитектуре, Роман решил создать латвийский стиль современного национально-конструктивного интерьера. Особым его акцентом должен был стать декоративный фарфор. Сута, Бельцова и график Сигизмунд Видбергс основывают мастерскую по росписи фарфора «Балтарс» («Искусство Балтики»). По каждой композиции изготавливалось не больше десяти вариантов.

Настоящий успех пришел в 1925 году, когда на Международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже фарфор «Балтарса» завоевал золотые и бронзовую медали, а Севрский музей приобрел работы всех трех художников. Но вскоре с реализацией продукции начались проблемы и мастерская прекратила свое существование.

Сута продолжал работать с фарфором и керамикой на рижской Кузнецовской фабрике, создавал эскизы хрустальной посуды на Ильгюциемсской стекольной фабрике. Параллельно занимался общественными интерьерами. Оформил латышский павильон на Всемирной выставке в Париже, стал автором художественного оформления павильона страны на международной ярмарке в Лейпциге.

Наверное, если бы не феномен Суты, не было бы и такого явления, как рижский художественный фарфор. Коллекция эта сегодня насчитывает более 500 предметов периода 1920–1930 годов.

Умирающий «растратчик»


В 1926 году произошел еще один громкий скандал. Коллеги обвинили Суту в присвоении общих денег, и он вышел из Рижской группы художников, одним из основателей которой стал семью годами ранее. Он тогда лечился в Вене от язвы желудка, был прооперирован, но товарищи по РГХ считали, что он просто симулянт и ипохондрик.

Между тем, состояние Романа действительно было тяжелым, и Наталия Сута посылала Бельцовой в Вену указания, что делать, если Роман умрет. Сам же он убеждал Александру: никому в Риге не говори, что я серьезно болен, ведь узнав, что я тут умирать собираюсь, тебе никто не даст в долг. Общие деньги вполне могли уйти на венскую больницу, где Роман пролежал почти полгода, так как после операции начался сепсис. А в Риге обнаружившие недостачу друзья присвоили его тарелки производства «Балтарса», чтобы компенсировать ущерб. Сута воспринял это как оскорбление.

К середине 20-х Сута все больше увлекается жанровой композицией. Один из разделов юбилейной выставки получил название «Наслаждающиеся жизнью», а художник и сам наслаждался жизнью и был неисправимым оптимистом. Его излюбленные сюжеты — ипподром, городские кабачки и матросские кабаки, картежники и обитательницы злачных мест, «зеленые балы» и сельская идиллия. Суту уже тогда сравнивали с Брейгелем.

Заинтересовался художник и техникой живописи по стеклу, которую заимствовал у француза Луи Маркусси. В Латвии оригинал Маркусси есть только в коллекции Музея «Рижская биржа», теперь он выставлен рядом с работами Суты.

Ярче всего его индивидуальный стиль проявился в графике. Именно здесь он синтезирует и весь опыт модерниста, и собственное оригинальное видение.

Впечатление, будто его рисунки созданы по внезапному вдохновению, единым росчерком пера. На самом деле он делал огромное количество эскизов, набросков, черновиков. Его виртуозные рисунки весьма киногеничны, их вполне можно представить «раскадровками» для фильма. Не случайно Сута перешел к работе в кино.


Тбилиси. Арест. Казнь


В театре Сута проявил себя, возможно, не так ярко, как сценограф «номер один» Лудолф Либертс, тем не менее, начиная с 1917-го, оформил немало интересных спектаклей. Всего он участвовал в постановке шести пьес, четырех опер, а также балета «Пульчинелла» на музыку Стравинского.

Интересна история спектакля «Катрина» по пьесе Аустры Озолини-Краузе, воинствующей феминистки и близкой подруги Бельцовой. Аустру вдохновила история Екатерины, супруги Петра Первого. Пресса писала, что эта рекордно малобюджетная постановка побила и прочие рекорды — по срокам написания пьесы, создания сценографии и выпуска премьеры. Сута не успевал закончить работу к премьере.

И вот представьте картину. Канун выпуска спектакля, панно для последнего действия еще не готово, все в панике. Художник сидит, курит и уже в середине ночи вдруг берет кисть, спокойно подходит к огромному полотну, на глазах у присутствующих набело, одним махом пишет карету, кучера, лошадей… И так же спокойно удаляется. Немая сцена.

Постепенно, через театр, Сута приходит к кино. В 1940-м он участвует в работе над лентой Волдемара Пуце «Каугурское восстание», первым полнометражным игровым фильмом, выпущенным в 1940-м на только что основанной Рижской киностудии. Затем делает эскизы к фильму «Меланхолический вальс» о композиторе Эмиле Дарзиньше. Начинается война, киностудию ликвидируют.

Но еще весной в своей московской командировке Роман познакомился с директором Тбилисской киностудии Михаилом Чиаурели, и тот пригласил его к себе. 22 июня непредсказуемый Сута успел вновь жениться на Александре Бельцовой, с которой ради актрисы Бениты Озолини развелся всего несколько месяцев назад. А уже в июле он садится в последний поезд, отправлявшийся на восток, через некоторое время оказывается в Тбилиси и сразу оформляется художником-декоратором.

Сута успел поработать на фильмах «В черных горах» и «Неуловимый Ян». В титрах ленты «Щит Джургая» (1944) имя Романа Суты уже не значилось, поскольку в 1943 году он был арестован. За антисоветские высказывания, а также подделку продуктовых карточек и связи с грузинскими антисоветчиками. Подсаженные в камеру стукачи подтверждали, что друзья действительно слушали вражеское радио, мечтали, как Сталина будет судить трибунал, планировали бегство из СССР и даже захват радиостанции для провозглашения независимой Грузии.

После войны семье долго не удавалось узнать о судьбе Романа. Потом выяснилось, что после девяти месяцев в тюрьме Сута и еще трое обвиняемых по делу получили приговор о смертной казни, который был приведен в исполнение в июле 1944-го. О могиле художника сведений нет. А в грузинском личном деле Романа Суты имеется заполненная им анкета, где он утверждает, что кроме дочери Татьяны имеет еще и сына Поля Валдемара Суту 1929 года рождения. Загадка…

Наталия Морозова, "Открытый город"


Редакция благодарит Наталью Евсееву за содействие в подготовке материала.

 
27-04-2024
Поделиться:
Журнал
<<Открытый Город>>
Архив журнала "Открытый город" «Открытый Город»
  • Журнал "Открытый город" теперь выходит только в электронном формате на портале www.freecity.lv 
  • Заходите на нашу страницу в Facebook (fb.com/freecity.latvia)
  • Также подписывайтесь на наш Telegram-канал "Открытый город Рига онлайн-журнал" (t.me/freecity_lv)
  • Ищите нас в Instagram (instagram.com/freecity.lv)
  • Ежедневно и бесплатно мы продолжаем Вас информировать о самом главном в Латвии и мире!