Ежедневный журнал о Латвии Freecity.lv
Творческая сила природы всё же превышает разрушительные инстинкты человека.
Жюль Верн, французский писатель, географ
Latviannews
English version

Харийс Витолиньш: «Удачу надо держать, иначе она может быстро развернуться и уйти»

Поделиться:
Харийс Витолиньш в смарт-клубе "Открытого города". Фото: Влада Сурица.
Трудно найти другое событие за последние 10 лет, которое бы заставило так радоваться всю Латвию, как завоевание бронзовых медалей нашей сборной на чемпионате мира по хоккею. Основной виновник этой победы – главный тренер латвийской сборной Харийс Витолиньш стал гостем очередного смарт-клуба журнала «Открытый город».

Харийс – потомственный хоккеист. Его дедушка Харийс Витолиньш Первый был одним из основоположников латвийского хоккея еще в довоенной Латвии. А отец -- Харийс Витолиньш Второй играл и тренировал латвийские команды в советские годы.

Понятно, что у Харийса Третьего не было другого выбора, как продолжить династию. На коньки он встал с юных лет. В 18 уже играл в знаменитом латвийском «Динамо», потом в клубах Швейцарии, Северной Америки, был капитаном латвийской сборной. Участвовал в 8 чемпионатах мира. А с 2006 года на тренерской работе. Долгие годы работал вместе с Олегом Знарком.

Участники клуба засыпали тренера вопросами: какой ценой досталась команде бронза? В чем феномен Артура Шилова? Легко ли быть главным тренером? Что происходит за кулисами игры? Как развивать детский хоккей? Ответы гостя предлагаем вашему вниманию.
Встреча проходила в отеле Pullman. Фото: Влада Сурица.
Ведущая клуба Татьяна Фаст и Харийс Витолиньш. Фото Влада Сурица.
Предприниматель Киров Липман (в центре) много лет возглавлял Федерацию хоккея Латвии. Фото Влада Сурица.
Адвокат Янис Зелменис (в центре) интересуется, как тренер мотивирует игроков на победу. Фото: Влада Сурица.
Кинорежиссер Виталий Манский (стоит) больше интересовался спортивным закулисьем. Фото Влада Сурица.

Эта неожиданная ожидаемая победа


«Зритель всегда считает: если игру проиграли, значит команда играла плохо, а если выиграли – хорошо. Но если смотреть с профессиональных позиций, то первые две игры Чемпионата мира, которые мы проиграли (с канадцами и словаками), не были плохими. Там было очень много хороших моментов. А уверенность в том, что мы хорошо отыграем чемпионат, появилась еще раньше -- во время последних товарищеских игр: две из них были со сборной Швейцарии, одна – со сборной Дании.

Швейцарии мы первую игру проиграли, а вторую впервые за 9 лет выиграли 5:1. Швейцарцы признали: вы были настолько сильнее нас, что мы оказались бессильны. Следующая игра с датчанами это еще раз подтвердила. Когда мы после первого периода повели 3:0, датский тренер в перерыве подошел и попросил: можете немного сбавить обороты, а то нам перед своими зрителями неудобно...

Эти две игры дали нам уверенность, что команда готова к чемпионату мира. То, что мы неудачно начали с канадцами – ну, иллюзий никто не питал, канадцы – чемпионы мира. А вторая игра со словаками была на равных, чуть-чуть мы не доработали, но все равно была видна картина игры и паники не было. Мы знали, что все равно надо выиграть 4 игры, чтобы пройти дальше. И так как последняя игра была со Швейцарией, она давала оптимизм, что даже если бы мы проиграли чехам, все равно у нас был бы шанс попасть в 1/8. Ну, а когда обыграли чехов, ребята серьезно настроились на победу. А потом уже от игры к игре мы почувствовали уверенность, и пошло...


Да, наши бронзовые медали кажутся сенсацией. Но так, как мы в этом году отработали подготовку, думаю, ни одна сборная на этом чемпионате не отработала.


Мы и кроссы бегали, и штангу тягали, и тесты делали, и даже закупили что-то, похожее на бобслей, -- для отрабатывания силы толчка. То есть очень много и разнообразно тренировались. Думаю, ни одна команда в Европе так не готовилась, как мы. Так что ребята заслужили медали своей работой и своим отношением. Они поверили, что это возможно.

Самое важное перед началом любой работы – правильно донести информацию. Если твои подопечные ее воспринимают и понимают, чего ты от них хочешь, у тебя всегда будет результат. А я еще на сборах сказал: ребята, уделите этот месяц только своему любимому делу. Когда уезжаете домой, не по друзьям ходите, не по дням рожденья – уделите время себе. Восстановитесь, может быть, с семьей погуляйте. Но живите хоккеем!

Перед началом рабочего дня я старался проводить пятиминутку, объяснял, что мы будем делать, какой на сегодня план, и всегда повторял: вы должны понять, для чего вы здесь, в этой раздевалке должны остаться только те, кто не за себя, кто не задает вопросов -- почему я меньше играю, почему я должен сидеть… И они эту информацию правильно восприняли.

Потом была следующая задача -- чтобы они физически тренировались, чтобы тренер по физподготовке им объяснил, для чего это делается, что сначала надо набрать силу, потом отработать быстроту, потом выносливость и т.д. Знаете, если ты сильный физически, ты думаешь правильно, у тебя голова свежая. А если физически слабый, то у тебя голова тяжелая, ты паром дышишь. Очень многое в хоккее зависит от физики. Если физика вложена, тогда и мысли правильные, и ты принимаешь правильное решение.

Я очень благодарен болельщикам, их поддержка нас мобилизовала, концентрировала, не давала расслабиться. И противник тоже это чувствовал, он нервничал, его кидало в дрожь. Если бы не было такой поддержки, нам было бы труднее.

Сон в руку


Перед началом чемпионата у нас был командный ужин, и каждый игрок написал свое пожелание. После ЧМ мы эти записки вскрыли. Знаете, 50% команды написали, что мы завоюем медаль. Они все психологически были уже настолько позитивно настроены, что готовы были биться за медаль.

Я, признаюсь, написал более абстрактно, что хотелось бы достичь самых высших высот. В то же самое время мне приснилось, что у меня медаль на шее висит. Это было, когда у нас еще шла подготовка. А потом, когда игры пошли, мы начали все увереннее играть, и с каждым днем все больше казалось: все возможно. Вплоть до последней игры, когда мы играли с американцами, казалось – все так близко, и в то же самое время так далеко. Одна шайба туда или сюда, и все меняется, но подсознание уже подсказывало, что мы готовы побеждать.

Больше всего меня впечатлило отношение ребят, что они все думали позитивно. Знаете, не надо бояться показывать свои эмоции, свою силу, уверенность в себе. Латыши вообще скромный народ, мы всегда боимся себя проявить.

Я говорю: если вы хорошо отработали, выиграли, наслаждайтесь этим. Все равно это все до первого поражения, а потом нас опять будут обсуждать, будут говорить, что надо менять тренера и т.д.


Я люблю приводить в пример американцев и канадцев. Когда с ними разговариваешь, они настолько уверены в себе, даже если не правы, кажется, ну как так можно? Но эта уверенность дает им силы. Я думаю, нам надо у них учиться.

Вот и у наших ребят в этом году психология победителя поднялась на другой уровень. Они почувствовали уверенность в себе, это было видно по их глазам. Обычно, когда удается выйти в четвертьфинал, можно выдохнуть. А здесь мы сразу же попали на следующий этап, где все начинается с нуля. И чувствовалось, что они были к этому готовы. Был момент, где я немножко дал слабину, хотел распустить ребят по домам, чтобы к семьям съездили. Но Каспар Даугавиньш мне сказал: Харийс, не делай этого, все едем в гостиницу, все отдыхаем, готовимся дальше. Я понял, что капитан уже настроился, он готов. Вот эта вера в то, что мы можем, вера в своего партнера – дорогого стоит. Всегда выигрывает не талант, а тот, кто больше работает.

Как рождаются звезды


Почему в сборной не было наших НХЛовских звезд? По объективным причинам. Сначала Элвис Мерзликин, вратарь номер один, оказался в конце сезона с травмой и последние 5-6 игр в НХЛ не играл. Он сразу сказал: мне клуб не разрешает, да я и сам еще не готов.

У Земгуса Гиргенсонса тоже оказалось множество микротравм, надо было подлечиться к следующему году. Тедди Блюгер был готов присоединиться, и мы его ждали до последнего, но в это время его команда боролась за кубок Стэнли и выиграла его.

Что касается Артура Шилова, то мы знали, что он – хороший вратарь. Но не знали, сможет ли он приехать, так же как и Кристерс Гудлевскис. А Ивар Пунненовс приехал сразу и провел 1,5 месяца подготовки, мы с ним выигрывали товарищеские игры. Поэтому, когда приехали Шилов и Гудлевскис, мы решили, что Пунненовс по-любому заслужил начать игру. Это было важно для духа команды.

А когда неудачно начали первую игру, то ввели Шилова. Вторая игра уже показала уверенную игру с его стороны. За вратарей – большое спасибо Артуру Ирбе, который с ними очень много работал, в том числе психологически. Не знаю, что он рассказывал, но они его часами завороженно слушали. И все трое радовались нашим победам. Это показывает, что они все – часть команды, не зависимо от того, кто стоял на воротах. Я на первом же собрании сказал: если вы готовы провести чемпионат безо всяких условий, с кем играть, куда вас поставят, сколько у вас будет игрового времени, то мы работаем. Если кого-то не устраивает, лучше сразу собираем манатки и прощаемся как друзья.

Надо понимать, что сборная – это не клуб, где у тебя есть свое место, много игр. Cборная – это короткий турнир, где ты должен наслаждаться каждой минутой, без разницы, вышел ты на лед или нет. И ребята поняли, смогли настроиться. Очень важно понимать, верить в то, что ты делаешь. И тогда ты можешь всего достичь. На вере в себя, в товарищей – на этом строится победа.

Надеюсь, то, что Артура Шилова выбрали самым ценным игроком и лучшим вратарем турнира, поломает систему, которая много лет существует в НХЛ.


Ведь там все жестко распланировано: есть первый вратарь, есть второй, третий, Шилов сейчас стоит на позиции третьего-четвертого. И не важно, что он хорошо отыграл чемпионат. Там все бизнес, все упирается в деньги. По их плану Шилов в следующем году должен сыграть 10, ну 15 игр в НХЛ. Хотя полученный им статус лучшего вратаря говорит о том, что он готов сыграть не 10, а 30 игр за НХЛ. Очень хочу надеяться, что он своей наградой поломает стереотипы НХЛ.

Что касается остальных игроков, то пока рано говорить о каких-то новых перспективах. Разговоры идут, но конкретики еще мало. Многие ребята, которые играли в Чехии, получают предложения с добавкой по деньгам, и это уже хорошо. Строить большие иллюзии, что сейчас их будут разрывать на части, не стоит, -- все клубы в это время уже на 90% скомплектовали свои составы. Никто ведь не ждал от нашей команды, что она может так сыграть, и еще не все верят, что они смогут так играть целый год.

Вы должны понимать, что нас не хотят видеть на пьедестале чемпионата мира. Потому что это рушит саму систему.


Да, мы всем преподнесли ягодку на торте – команда Латвии, которая всегда боролась за 10-11 места, оказалась в призерах. Но в целом люди IIHF всегда хотят видеть на высоте топовые команды, потому что это показывает уровень чемпионата мира. Хотя сейчас все команды потихоньку подравниваются. Не то, что лидеры плохо играют, у них так же НХЛовцы участвуют, просто в целом уровень поднимается. Если раньше между топовыми командами и командами пониже была пропасть, то сейчас они более-менее выровнялись. Но чувствуется, что не всем это нужно.

Всегда хотел быть главным


Когда мы работали вместе с Олегом Знарком, мне поступали предложения быть главным тренером. Но я как-то привык работать в команде, и жертвовал этими предложениями. В то же время, конечно, я всегда хотел работать главным. Первая моя игра в роли главного тренера была в 2014 году в сборной России, мы играли против Финляндии и выиграли. Потом я 1,5 года отработал главным тренером в московском «Динамо», после чего была пауза. Потом уехал в Швейцарию, опять был главным тренером, потом Олег снова предложил мне работать вместе в «Спартаке», и я подумал, что, может быть, опять надо постараться чего-то вместе достичь. Так что обстоятельства складывались по-разному.

Меня часто спрашивают, кричу ли я на игроков, ругаюсь ли матом… Знаете, у латышских игроков другой менталитет по сравнению с российскими. Я считаю, что на личности переходить никогда не надо. Ты должен сделать замечание на примере общей картины, а тот, кто ошибся, и так поймет, что это был он. Лучше показать, что не только он так делает и лучше каких-то вещей всем избегать. А крепкие слова… если ими часто пользоваться, они перестают действовать, иногда достаточно взгляда, чтобы человек понял ошибку.

Сможем ли мы повторить успех? Почему нет? Я всегда говорю – надо мечтать! И при этом очень серьезно работать.


Ты растешь каждый день, никакого потолка нет. Любой тренер, который что-то завоевал, всегда хочет это повторить еще и еще. Хочется доказать, что это не просто стечение обстоятельств. Очень много факторов, которые тебя мотивируют.

Но удержать хороший результат всегда труднее. Я знаю, что в следующем году с нас спрос будет в два раза больше и все будут ждать от нас в два раза больше. И если мы это не оправдаем, будут большие разочарования. Но мы должны быть готовы к этому, такая у нас работа, это хоккей, игра, и когда шайба летит, ты не знаешь, как она себя поведет, отрикошетит 2 или 3 раза, а может и заскочить в ворота, как мы видели. Мы обыграли чехов – отрикошетило, мы обыграли американцев – когда Рубинс первую шайбу забросил, она отрикошетила там под щиток.

Конечно, есть в этом и везение, но всегда везет тем, кто правильно работает. Я всегда говорю: удачу надо держать. Чтобы удержать, надо очень много работать, тогда она будет с тобой. Иначе она очень быстро может развернуться и уйти.


Жить с мечтой


Как дальше будет развиваться латвийский хоккей – мне трудно сказать. Но я знаю одно: чтобы был хороший продукт, нужно сначала навести порядок в своем хозяйстве. Ребята, которые сейчас играют за границей – пусть играют. Нам надо наладить детско-юношеский хоккей, и наладить так, чтобы дети до 18 лет все время жили с мечтой играть дальше. А у нас, мне кажется, получается так, что если ребенок в 13 лет не попал в х/к «Рига», то все, он закончил играть. По-моему, это неправильно.

Хоккей в Латвии нужно «выравнять». Не надо создавать топовую команду, у которой нет соперника, и поэтому она вынуждена играть в Финляндии.


Посмотрите на пример с командой «Земгале». В прошлом году «Земгале» подписала с финнами контракт на 3 года, но прошел год – и финны отказались. И мы остались у разбитого корыта.

Думаю, нам надо строить систему, начиная с детского хоккея. Те ребята, которые дойдут до юниоров, – они захотят учиться, уедут в зарубежные колледжи. Для сборной состав всегда наберется. Если из чемпионата Латвии никто не попадет в сборную – не большая беда. Но те, которые не смогут найти себя за границей, останутся, будут играть, будут поднимать уровень. С годами, если будет ровный турнир – 13-ти, 15-ти, 16-тилетние – они будут расти, и будут создавать базу для местного чемпионата. Конечно, нам нужны будут спонсоры, владельцы клубов, которые будут содержать эти клубы, но искусственно создать верхушку, показывая, что у нас есть несколько топовых команд, – неправильно.

Детский хоккей надо наладить так, чтобы он был интересен самим участникам, чтобы дети в 13 лет не жили с мечтой уехать. Ведь многие уезжают не потому, что видят там большую перспективу, а потому что там все отлажено. Ты заплатил какую-то конкретную сумму, которая, кстати, намного меньше, чем здесь, – и ты знаешь, что ребенок будет пристроен, будет учиться, играть, наслаждаться этой игрой. Получится из него хоккеист, не получится – неизвестно, но ты знаешь, что до совершеннолетия твой сын будет развиваться как полноценный человек.

В Латвии все по-другому: есть приоритеты клубов, и ты изо всех сил стремишься попасть в самый престижный. А если не попал, то получается, ты тренируешься зря. В результате у нас команды юных хоккеистов 12-13-14 лет играют лучше, чем за границей. Они всех обыгрывают. Но парадокс в том, что наступает 16, 17, 18 лет, и мы начинаем всем проигрывать.

Я говорю родителям: куда вы гоните? Вы стремитесь вырастить НХЛовца, который когда-нибудь купит вам дом в Майами, яхту, машину, и вы в старости будете наслаждаться его лаврами? Все ради этого?


Я считаю, образование важнее, чем спорт. Нужна сбалансированность в жизни ребенка, чтобы все занятия были в радость.

Растить не звезду НХЛ, а личность


Могу рассказать об опыте подготовки хоккеистов в Швейцарии, где я долго прожил и проработал, в том числе тренером. Знаете, там никто не стремится растить профессионалов. Там родители просто хотят, чтобы ребенок занимался спортом. Они не приводят своих сыновей в клубы с мыслью, что он вырастет звездой НХЛ. Они хотят, чтобы он развивался, чтобы ему было интересно.

Ребенок в 12 лет не может тренироваться 6-7 раз в неделю, иначе в 16 лет ему хоккей надоест. Нужно работать на качество, а не на количество. Швейцарские родители говорят: нам не надо медалей, нам надо, чтобы ребенок был счастлив. Даже если в 12 лет он выбрал хоккей, он обязательно должен заниматься еще каким-то видом спорта или танцами, пением. Должно оставаться время на социальную среду, чтобы он не выпадал из обычного общения с детьми, чтобы он успевал учиться и побыть с семьей.

Когда я задаю вопрос родителям наших хоккеистов: как вы проводите время с детьми, мне говорят: ну, мы отвозим ребенка на хоккей, следим за ним 2 часа, потом садимся в машину, едем домой, а потом ребенок идет в свою комнату, а мы в свою. Но этого недостаточно!

Времяпровождение с семьей – это когда вы берете выходной день, сажаете своего сына или дочь на велосипед, уезжаете гулять по лесу, прогуливаться, вечером идете в театр или вместе встречаете друзей.


Помню, в первые годы жизни в Швейцарии я многому удивлялся. Когда игры выпадали на воскресенье, ко мне приходили родители и говорили: я заберу ребенка, он сегодня не будет играть. Как, почему? А потому что у меня единственный выходной, и мы с сыном наметили пойти в поход. Я говорил: вы же можете игру посмотреть и потом пойти. Мне говорили: нет, это не то.

И потом я на себе это понял, когда моя дочка училась играть на гитаре. Однажды я приехал домой из России на два дня, а у нее был запланирован концерт. Сначала я думал: пойду на концерт, посмотрю, как она там играет. А потом понял, что увижу дочку только издалека, а завтра мне улетать. Я пошел к преподавательнице и сказал: знаете, она не будет играть на концерте. Та стала отговаривать: как так, мы готовились к этому полгода! Но я настоял, сказал: для меня семья важнее, я хочу провести с дочкой время, а не сидеть в зале и смотреть, как она играет.

Вот тогда я понял, насколько важно, что у тебя есть семья. А когда у тебя есть семья и в ней всё хорошо, тогда у тебя есть энергия, есть желание что-то сделать.


Татьяна Фаст, Владимир Вигман, "Открытый город"



28-06-2023
Поделиться:
Комментарии
Прежде чем оставить комментарий прочтите правила поведения на нашем сайте. Спасибо.
Комментировать
Журнал
<<Открытый Город>>
Архив журнала "Открытый город" «Открытый Город»
  • Журнал "Открытый город" теперь выходит только в электронном формате на портале www.freecity.lv 
  • Заходите на нашу страницу в Facebook (fb.com/freecity.latvia)
  • Также подписывайтесь на наш Telegram-канал "Открытый город Рига онлайн-журнал" (t.me/freecity_lv)
  • Ищите нас в Instagram (instagram.com/freecity.lv)
  • Ежедневно и бесплатно мы продолжаем Вас информировать о самом главном в Латвии и мире!